8 (800) 200-29-50
Москва, Потаповский пер., д. 16/5, с. 1
Заказать консультацию

Налоговая экспертиза и налоговая реконструкция

Налоговая экспертиза – исследование соответствия порядка исчисления и уплаты налогов, реализованного налогоплательщиком, нормам налогового законодательства при расследовании уклонения от уплаты налогов (ст. 198, 199, 199.1, 199.2 УК РФ), налоговых спорах всех уровней.

Налоговая экспертиза позволяет установить конкретные нарушения законодательства в причинно-следственной связи с размером неуплаченных налогов, либо их отсутствие в действиях налогоплательщика.

Налоговая реконструкция – воссоздание фактически понесенных налогоплательщиком расходов, исходя из рыночных условий осуществления финансово-хозяйственной деятельности, и перерасчет налоговых последствий сделки (сделок), с учетом их реального экономического смысла.

Налоговые и правоохранительные органы часто практикуют вменение налогоплательщику полной суммы неуплаты налогов, приходящейся на взаимоотношения с сомнительными контрагентами. Сомнительный статус компаний доказывается номинальностью руководителей и сотрудников, связью с налогоплательщиком, отсутствием или их небольшим размером налогов, а также фактами дальнейшего обналичивания или транзита денежных средств. В таком случае расходы на «плохие» компании обнуляются в полном объеме и соответственно увеличиваются размер НДС и налога на прибыль, превращаясь в «налоги с оборота».

Однако наличие плохого контрагента не всегда говорит о том, что реальных расходов у налогоплательщика не было. В этой ситуации может помочь налоговая реконструкция фактически понесенных налогоплательщиком расходов, исходя из рыночных условий осуществления финансово-хозяйственной деятельности, и перерасчет налоговых последствий сделок с учетом их реального экономического содержания.

ФНС России выпустило письмо “О практике применения статьи 54.1 Налогового кодекса Российской Федерации” от 10.03.2021 №БВ-4-7/3060@, в котором описаны основные подходы к налоговой реконструкции по налоговым спорам.

В той части, где ФНС России требует от налогоплательщика самому раскрыть реального поставщика, необходимо понимать разницу в стандартах доказывания по уголовному процессу, в арбитражном судопроизводстве и в рамках налогового контроля. По уголовному делу бремя доказывания лежит на следователе.

При проведении налоговой реконструкции необходим учет особенностей отрасли, в которой функционирует предприятие.

Для промышленных предприятий необходимы:

  • анализ экономической деятельности налогоплательщика с целью определения необходимого технологического процесса для производства готовой продукции, выявление производственных цепочек;
  • изучение материалов, подтверждающих реальность осуществления хозяйственной деятельности по приобретению материалов, производства и реализации из них готовой продукции (договоры, первичные учетные документы, акты сверок, данные базы 1С завода);
  • изучение технических данных, подтверждающих получение и использование поставленного сырья в производственном процессе в разрезе каждого поставщика (технологические карты, нормы списания брака, засоренности сырья, данные автоматизированных систем контроля производственных процессов);
  • расчет расхода материалов на единицу продукции с учетом потерь при транспортировке, переработке и лабораторных (испытательных, проектных и т.д.) потерь;
  • расчет общего объема материалов, необходимого для производства уже выпущенной за исследуемый период готовой продукции (с учетом как реализованной, так и хранящейся на складе и выбывшей как брак);
  • расчет недостающего объема материалов, определяемого как разница между общим объемом необходимого для производства сырья и объемом сырья, поставленного контрагентами, признанными налоговым органом реальными;
  • расчет рыночной стоимости недостающего объема материалов;
  • моделирование затрат налогоплательщика с учетом среднеотраслевой доходности, сравнение с расчетом по рыночной стоимости недостающего объема материалов и с объемом затрат, полученным, исходя из расчетов налогового органа.

Для предприятий торговли:

  • изучение материалов, подтверждающих реальность осуществления покупки товаров, их оприходования, хранения и последующей реализации (договоры, первичные учетные документы, акты сверок, данные базы 1С торгового предприятия, изучение склада, встречные проверки от покупателей);
  • определение по налоговому учету, что товар, поставленный от сомнительных фирм, не поставлен и не учтен в расходах по налогу на прибыль и вычетах по НДС от реальных поставщиков;
  • моделирование затрат налогоплательщика с учетом среднеотраслевой доходности, сравнение с расчетом по рыночной стоимости товара, приобретенного у сомнительных контрагентов с объемом затрат, полученным, исходя из расчетов налогового органа.

 Для предприятий строительной отрасли:

  • изучение материалов, подтверждающих реальность осуществления строительно-монтажных работ, выполненных сомнительными контрагентами (сличение договоров, смет, КС-2 и КС-3 от заказчика с такими же документами от сомнительного подрядчика);
  • расчет расхода материалов на принятых заказчиком объектах по рыночным расценкам;
  • определение фактически выполненных работ, актированных от лица сомнительных подрядчиков;
  • определение по налоговому учету, что работы и материалы, выполненные сомнительными подрядчиками, не учтены в расходах по налогу на прибыль и вычетах по НДС от других контрагентов;
  • моделирование затрат налогоплательщика с учетом среднеотраслевой доходности, сравнение с расчетом по рыночной стоимости выполненных работ и с объемом затрат, полученным, исходя из расчетов налогового органа;
  • налоговая реконструкция затрат, необходимых для выполнения СМР, оценка влияния на расчет недоимки по налогу на прибыль и НДС, выполненный налоговым органом, игнорирования реально понесенных налогоплательщиком затрат.