Оценка стоимости юридических услуг по представительству интересов в судах
24 августа 2018 года
Заявка на консультацию
24 августа 2018 года
Документ постоянно дорабатывается по результатам обсуждения, а также анализа поступивших предложений и замечаний - обращайте внимание на версию:
Приглашаем принять участие в обсуждении проекта Методических рекомендаций по определению рыночной стоимости юридических услуг по представительству интересов в судах (далее – УПИвС).
Целевой аудиторией Методических рекомендаций являются Оценщики и судебные эксперты. Отдельные положения документа могут быть использованы представителями органов судебной власти; юристами; лицами, в должностные обязанности которых входит формирование суждения о рыночной стоимости УПИвС, контроль качества результатов оказания соответствующих услуг по оценке; представителями образовательных учреждений, осуществляющих подготовку профильных специалистов.
Актуальность разработки Методических рекомендаций обусловлена совокупностью следующих факторов:
Замечания и предложения по развитию Методических рекомендаций принимаются на почту imo@srosovet.ru.
Проблематика оценки рыночной стоимости юридических услуг по представительству интересов в судах будет рассматривать на бесплатном вебинаре одного из авторов Методических рекомендаций 28.06.2018 – приглашаем присоединиться!
Методических рекомендаций по определению рыночной стоимости юридических услуг по представительству интересов в судах
(неактуальная редакция от 27.06.18)
ВВЕДЕНИЕ
1.1. Настоящие Методические рекомендации (далее – МР) разработаны в развитие Федеральных стандартов оценки в целях повышения качества результатов оказания услуг по определению рыночной стоимости юридических услуг по представительству интересов в судах (далее – УПИвС).
1.2. Целевой аудиторией МР являются Оценщики и судебные эксперты. Отдельные положения МР могут быть использованы представителями органов судебной власти; юристами; лицами, в должностные обязанности которых входит формирование суждения о рыночной стоимости УПИвС, контроль качества результатов оказания соответствующих услуг по оценке; представителями образовательных учреждений, осуществляющих подготовку профильных специалистов.
1.3. Актуальность разработки МР обусловлена совокупностью следующих факторов:
1.4. МР носят рекомендательный характер. Оценщик или судебный экперт самостоятельно принимает решение о применимости МР или их отдельных положений к оценке рыночной стоимости конкретной УПИвС.
1.5. МР имеют практическую направленность:
1.6. Информация о разработчиках.
Организации-разработчики: Союз судебных экспертов «Экспертный совет», Ассоциация «Саморегулируемая организация оценщиков «Экспертный совет», Экспертная группа «VETA»,
Авторы (в алфавитном порядке): Аболенцева (Дежинова) Олеся Юрьевна, Жарский Дмитрий Павлович, Жарский Илья Павлович, Ильин Максим Олегович, Лебединский Владимир Игоревич.
Рецензенты: информация будет добавлено позднее.
1.7. Замечания и предложения по развитию Методических рекомендаций принимаются на почту imo@srosovet.ru, i@veta.expert.
2. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
2.1. Возможность оценки рыночной стоимости УПИвС следует из положений ст. 5 Закона об оценке [1]: «К объектам оценки относятся: … работы, услуги, информация».
2.2. Оценку УПИвС целесообразно проводить на дату заключения договора на оказание соответствующих УПИвС, если в судебном решении не указано иное.
2.3. Формы документов, в котором определяется стоимость УПИвС: отчет об оценке, выполненный в рамках Закона об оценке [1] либо заключение эксперта, выполненное в рамках Закона о государственной судебной экспертной деятельности [2].
Документы иной формы законодательством не предусмотрены (обоснование см. Приложение 2).
3. ОПИСАНИЕ ОБЪЕКТА ОЦЕНКИ
3.1. Для идентификации[1] оцениваемой УПИвС в отчете об оценке указывается:
№ п/п |
Параметр |
Комментарий |
1 |
Предмет услуг |
Например, представление интересов истца (ответчика) в Арбитражном суде города Москвы по делу №ХХХ. |
2 |
Краткое описание объема (состава) услуг |
См. стр. 1 табл. п. 3.2. |
3 |
Основание для оказания услуг |
Обычно, договор с указанием реквизитов. |
4 |
Идентификация исполнителя |
|
5 |
Сроки оказания услуг |
В соответствии с условиями договора. Например:
|
3.2. Типичные существенные ценообразующие параметры УПИвС (источник информации – договор на оказание УПИвС):
№ п/п |
Параметр |
Комментарий |
1 |
Объём (состав) услуг |
Объем услуг может описываться: затраченными часами, количеством заседаний, инстанциями, количеством и составом подготовленных документов. Примеры:
|
2 |
Сложность услуг |
Примеры параметров, характеризующих сложность услуг:
|
3 |
Исполнитель услуг |
Примеры характеристик: 1. Для юридического лица, адвокатского образования, коллегии адвокатов:
2. Для представителей (юристы, адвокаты):
|
4 |
Модель определения вознаграждения |
Распространенные на рынке модели определения вознаграждения:
|
3.3. В отчете рекомендуется обосновать относимость оцениваемых УПИвС к соответствующему судебному делу. Под относимостью понимается необходимость и достаточность оцениваемых УПИвС для целей судебного спора, в рамках которого они оказывались.
3.4. Применительно к оценке конкретной УПИвС существенными могут быть дополнительные ценообразующие параметры, не указанные в п. 2.3.
3.5. В ряде случаев анализ объема оказанных УПИвС требует глубоких знаний норм различных отраслей права, лежащих вне компетенций Оценщика. В подобных случаях рекомендуется привлечение профильных специалистов либо ограничение объемов исследования в задании на оценку [3].
3.6. Для сбора информации по значениям ценообразующих параметров объекта оценки и рыночной конъюнктуре используются следующие основные источники информации:
3.7. При отсутствии информации, которая может являться существенной при оценке УПИвС, в отчете об оценке рекомендуется представить:
3.8. При определении количественных и качественных характеристик объекта оценки рекомендуется:
3.9. Пример заполнения задания на оценку приведен в приложении 3.
4. АНАЛИЗ РЫНКА
4.1. В разделе анализа рынка отчета об оценке следует представить следующую информацию:
4.2. Сегмент рынка, к которому относятся конкретные УПИвС, главным образом, определяется, совокупностью следующих факторов:
4.3. Практика, сложившуюся в арбитражных судах Российской Федерации свидетельствует, что при установлении возмещаемого размера УПИвС учитываются:
4.3.1. Положения п. 13 [5]: «… объем заявленных требований, цена иска, сложность дела, объем оказанных представителем услуг, время, необходимое на подготовку им процессуальных документов, продолжительность рассмотрения дела и другие обстоятельства. Разумность судебных издержек на оплату услуг представителя не может быть обоснована известностью представителя лица, участвующего в деле».
4.3.2. Положения [6, 7], в которых указан ряд дополнительных по отношению к указанным в п. 3.2 параметров:
4.4. Категория споров.Споры могут быть разделены по следующим основным признакам:
Вариант укрупненной классификации споров по сфере возникновения:
№ п/п |
Наименование категории спора |
Комментарий |
1 |
Конституционные |
Связан с действиями любой ветви власти, затрагивающей конституционные права лиц. |
2 |
Гражданско-правовые |
Связан с отношениями, регулируемыми гражданским законодательством. |
3 |
Административные |
Связан с отношениями частного лица с одним из исполнительных органов власти (административных органов). |
4 |
Трудовые |
Связан с трудовыми правоотношениями между работником и работодателем вне зависимости от того, выступает ли последний от лица государства или от другого лица. |
5 |
Экономические |
Это разногласия между предпринимателями (предприятиями и частными предпринимателями), а также между ними и органами государственной власти, которые связаны с предпринимательством. |
6 |
Земельные |
Связаны с земельными отношениями – гражданские дела, рассматриваемые судом общей юрисдикции либо арбитражным судом в порядке гражданского и административного судопроизводства. |
7 |
Наследственные |
Связаны с наследственными правоотношениями. Могут возбуждать в гражданском судопроизводстве наследники по закону или по завещанию, а также другие лица. |
8 |
Налоговые |
НК РФ наделяет и физических лиц, и организации равным правом на обращение в суд за защитой нарушенных прав. Иски организаций и индивидуальных предпринимателей подаются в соответствии с правилами АПК РФ в арбитражный суд; иски физических лиц направляются на основании Гражданско‑процессуального кодекса в Верховный Суд РФ. |
9 |
Семейные |
Наиболее часто семейные споры возникают по поводу раздела имущества, уплаты алиментов, места проживания детей и порядка общения с ними одного из родителей, установления либо оспаривания отцовства, лишения родительских прав и многих других вопросов. |
10 |
Экологические |
Отнесены законодательством к рассмотрению судов: арбитражных (если споры возникают между юридическими лицами) или судов общей юрисдикции (при разрешении споров с участием граждан). |
4.5. На рынке присутствует значительное количество исполнителей, оказывающих одинаковую номенклатуру УПИвС. В анализе рынка следует описать сложившиеся в соответствующем сегменте рынка правила делового оборота при выборе уровня квалификации исполнителя. Например, обычно, при одинаковом предмете УПИвС требования к квалификации исполнителя возрастают с ростом стоимости предмета соответствующего судебного спора.
4.6. Рынок услуг по представлению интересов в судах имеет региональную специфику – различный количественный и качественный состав участников каждого региона определяет локальное ценообразование.
4.6.1. Основные особенности рынка Москвы (он же Федеральный рынок):
4.6.2. Региональные рынки оказания услуг по представительству интересов в судах обычно имеют 2-3 сегмента разного уровня/качества исполнителей. При этом нижний сегмент участников рынка имеет массовый состав участников, занимающий большую часть рынка, и характеризуется небольшим штатом сотрудников, отсутствием специализации, «массовым сервисом». Верхний сегмент состоит из небольшого количества участников и характеризуется наиболее квалифицированным штатом сотрудников, успешной практикой по сложным/дорогим/уникальным спорам, известностью и авторитетом на локальном рынке. Стоимость услуг исполнителей верхнего и нижнего сегментов может существенно отличаться.
4.6.3. Следует учитывать, что услуги в конкретном регионе могут оказываться не только исполнителями из данного региона, но и из близлежащих. Целесообразность привлечения исполнителей из других регионов определяется как разницей в цене услуг, так и транспортными / сопутствующими расходами.
4.7. Возможные источники информации для проведения анализа рынка приведены в Приложении 4.
5. ВЫБОР ПОДХОДОВ И МЕТОДОВ ОЦЕНКИ
5.1. Выбор подходов (методов) к оценке основывается на анализе:
5.2. Практика применения подходов к оценке УПИвС:
5.3. Вывод о невозможности применения сравнительного подхода к оценке рекомендуется сопровождать описанием источников информации, проанализированных Оценщиком, а также пояснением, какой именно информации не хватает.
6. ПРИМЕНЕНИЕ СРАВНИТЕЛЬНОГО ПОДХОДА К ОЦЕНКЕ
6.1. Рекомендуется использовать информацию о рыночных ценах сделок с объектами-аналогами (факт оказания аналогичных УПИвС) по состоянию на дату оценки или на близкую к ней дату. При отсутствии информации по ценам сделок возможно использовать информацию по ценам предложений с внесением соответствующих корректировок (при необходимости).
6.2. Рекомендуется не использовать информацию о ценах сделок (предложений) с объектами-аналогами, когда соответствующие сделки:
6.3. Объекты-аналоги:
6.3.1. Должны относится к тому же сегменту рынка, что и объект оценки (см. п. 4.2).
6.3.2. Выбираются на основе анализа значений существенных ценообразующих параметров (см. п. 3.2). Значения ценообразующих параметров, используемых в расчетах объектов-аналогов, должны быть максимально близки к значениям ценообразующих параметров объекта оценки. Степень близости определяется доступной информацией по объектам-аналогам – в расчетах рекомендуется использовать те объекты-аналоги, различия в значениях ценообразующих параметров с которыми у объекта оценки минимальны.
6.3.3. Возможные источники информации по объектам-аналогам указаны в Приложении 3.
6.3.4. Одним из возможных инструментов получения информации по цене (стоимости) объектов-аналогов является направление запросов исполнителям, оказывающим УПИвС и сопоставимым по своим характеристикам с исполнителем оцениваемых УПИвС (см. стр. 3 п. 3.2). В запросе следует указать значения основных ценообразующих параметров объекта оценки (п. 3.2). К отчету об оценке следует приложить копии соответствующих запросов и ответов.
6.3.5. В отчете об оценке следует указать значения основных ценообразующих факторов объектов-аналогов.
6.4. Состояние рынка УПИвС таково, что, как правило, в открытых источниках отсутствует информация, необходимая для достоверного обоснования величины корректировок цен объектов-аналогов на различия с объектом оценки в значениях существенных ценообразующих параметров. Различия в значениях ценообразующих параметром учитываются через формирование однородной выборки объектов-аналогов, значения ценообразующих параметров которых максимально близки к значениям объекта оценки – в дальнейших расчетах используются средние значения показателей по выборке.
6.5. Типовые единицы сравнения УПИвС определяются общепринятыми на рынке моделями вознаграждения исполнителя услуг (стр. 5 п. 3.2).
Как правило, для расчетов выбираются единица(ы) сравнения, соответствующие модели вознаграждения исполнителя, указанной в договоре на оказание услуг по представительству интересов в суде заказчика по рассматриваемому делу/судебному процессу.
6.6. В общем виде расчет рыночной стоимости УПИвС осуществляется по следующим формулам:
где: |
– |
рыночная стоимость объекта оценки, ден.ед.; |
|
– |
рыночная стоимость единицы сравнения в составе объекта оценки, ден.ед./ед.; |
|
– |
количество единиц сравнения в составе объекта оценки, ед. |
где: |
– |
рыночная цена единицы сравнения в составе i-го объекта-аналога, ден.ед./ед.; |
|
– |
вес i-го объекта-аналога, доли ед.; |
|
– |
количество объектов-аналогов, ед. |
6.7. Обычно, при согласовании скорректированных цен объектов-аналогов им присваиваются одинаковые веса (если нет оснований считать иначе).
7. ПРИМЕНЕНИЕ ЗАТРАТНОГО ПОДХОДА К ОЦЕНКЕ
7.1. Применение затратного подхода к оценке стоимости УПИвС носит ограниченный характер. Основная причина – невозможность моделирования с достаточной степенью достоверности величины суммарных издержек на оказание УПИвС. Например, в состав затрат могут затраты на маркетинг, относительная и абсолютная величина которых существенно отличается даже у Исполнителей, оказывающих УПИвС в одном сегменте рынка.
7.2. Затратный подход может применяться при почасовой модели определения вознаграждения. В общем виде рыночная стоимость УПИвС определяется по следующей формуле:
где: |
– |
рыночная стоимость объекта оценки, ден.ед.; |
|
– |
себестоимость часа работы исполнителя УПИвС (себестоимость рабочего места юриста с учетом всех затрат), ден.ед./ч; |
|
– |
суммарная трудоемкость объекта оценки, ч. |
7.3. Величина прибыли предпринимателя может быть определена с учетом:
8. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
8.1. При составлении отчета об оценке рыночной стоимости УПИвС следует соблюдать требования ФСО № 1 – 3.
8.2. Итоговую величину стоимости УПИвС рекомендуется представить в округленном виде согласно [4].
8.3. Рекомендуется не выделять НДС в итоговой стоимости объекта оценки.
В соответствии с положениями ст. 3 Закона об оценке [1] при определении рыночной стоимости объекта оценки моделируется поведение типичных рыночных субъектов. НДС является характеристикой конкретной сделки между конкретными (а не типичными) субъектами. Возможная формулировка в отчете об оценке – «стоимость с учетом всех налогов».
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1. Практика взыскания судебных расходов на оплату услуг представителей
В Российской Федерации наблюдается тенденция к уменьшению размера взыскиваемых расходов относительно их фактического размера, в котором их понёс заказчик этих услуг. Особенно консервативны судьи при взыскании судебных расходов из бюджета, когда проигравшей стороной оказывается какой-либо государственный орган.
Судебная практика свидетельствует, что основным аргументом в пользу уменьшения размера расходов является их «чрезмерность». Например, исследования рынка юридических услуг[5]показывают, что арбитражные суды присуждают заявленные суммы расходов на представителя в 53,7% случаев, остальные — это всегда сниженные суммы. Средний размер реально взысканной суммы на 40% меньше, чем средняя сумма, заявленная к взысканию. При этом чем больше заявленная к взысканию сумма, тем больше она уменьшается судьями. В судах общей юрисдикции различие заявленных и взысканных сумм еще больше –заявленные суммы на представителя присуждаются лишь в 14,2% случаев.
Примеры причин снижения расходов
№ п/п |
Причина |
Комментарий |
1 |
Заявленная сумма завышена и не соответствует проделанной работе |
Пример: дело №А40–248 251/2016 – расходы на представителя снижены с 112 тыс. до 40 тыс. рублей. «…Оценив доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, на основании ст.ст.101, 106, 110 АПК РФ суд приходит к выводу о чрезмерности заявленных в сумме 112 000 руб. расходов на оплату услуг представителя и считает возможным взыскать с ответчика в пользу Общества 40 000 руб. При этом суд исходит из того, сумма в размере 40 000 руб. соотносима с объемом защищаемого права, характером заявленного спора, степенью его сложности, затраченного времени на его подготовку, количества судебных заседаний, а также является разумной и достаточной для компенсации всех судебных расходов истца, связанных с рассмотрением настоящего дела…». Пример: дело №А40–187 798/2015 – расходы на представителя снижены с 200 тыс. до 50 тыс. рублей. «…Решение о снижении размера судебных расходов принимается судом с учетом степени сложности дела, в процессе рассмотрения которого не потребовалось значительных трудозатрат и специальных знаний. Таким образом, дело не относится к категории сложного ни по подлежащим применению нормам права, ни по предмету доказывания. Доказательств значительности трудозатрат на подготовку позиции по делу и сбор доказательств истцом в материалы дела не представлено…» |
2 |
Несоответствие стоимости аналогичных услуг |
Пример:дело №А40-171520/2015 – расходы на представителя снижены с 120 тыс. до 10 тыс. рублей. «Исследовав и оценив в совокупности представленные заявителем доказательства, суд пришел к выводу о необходимости снижения подлежащих взысканию судебных расходов до 10 000 рублей, считая это разумным пределом с учетом объема и сложности выполненной работы, времени, потраченного на подготовку материалов, сложившейся в Московском регионе стоимости на сходные услуги с учетом квалификации лиц, оказывающих услуги, имеющихся сведений статистических органов о ценах на рынке юридических услуг, с учетом продолжительности рассмотрения дела, в связи с чем требование истца о взыскании судебных расходов подлежит удовлетворению частично…». |
2). Представительство интересов в суде — юридическая услуга, стоимость которой нередко является предметом обсуждения и доказывания. Судьи, юристы и их клиенты — каждый рассматривает ее со своей точки зрения, учитывая зачастую совсем разные моменты. При этом «за бортом» порой оказываются ситуация в экономике и общие для всех правила ценообразования в рыночных условиях.
В подобной ситуации компромисса часто можно достичь, опираясь на определенные ориентиры, такие как цена у конкурентов или в принципе средняя стоимость услуг в заданном секторе. Компании нередко сами собирают данные от коллег, но, как правило, мало кто из них располагает ресурсами, позволяющими сделать полную выборку по рынку. Поэтому, специализированное исследование у юристов востребовано, это хороший аргумент при общении с клиентами и обоснование расходов, заявляемых к взысканию в суде. Ещё более сильным аргументом может стать отчёт об оценке рыночной стоимости услуг по представительству в конкретном деле, подготовленный в соответствии с Законом об оценке [1] (дополнительно см. Приложение 2).
Право использовать такие инструменты в суде подтверждено мнением высшей инстанции. Так п. 20 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 13.08.2004 № 82 (в редакции от 01.07.2014) «О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» указывает, что для определения разумных пределов соответствующих затрат могут приниматься во внимание сложившаяся в регионе стоимость оплаты услуг адвокатов и имеющиеся сведения статистических органов о ценах на юридическом рынке.
Закрепило за судами право применять сравнительный метод при определении разумности расходов Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 21.01.2016 № 1 [4], согласно которому разумными считаются та